САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ CИСТЕМОЙ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Структура и формы студенческого самоуправления в нашем техникуме формируются с учетом правовых гарантий и желаний самих студентов, т. е самоуправление самоорганизуется в специально созданных организационных условиях.
Самоуправление студентов выражается:
- в самостоятельности студентов,
- в умении проявлять инициативу,
- в способности принимать решения и реализовывать их в интересах всего коллектива или группы.
Самоуправление осуществляется в интересах своего коллектива или организации благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным студентами по отношению к своей деятельности или коллективу.
Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется: в планировании деятельности коллектива; в организации этой деятельности; в анализе своей работы; при подведении итогов сделанного,в принятии решений.
Анализ практического опыта дал возможность установить основные признаки характера воспитательного процесса, каким его делают управление и самоуправление.
Такой воспитательный процесс становится по своему характеру:
- Добровольным;
- Демократическим;
- Гуманистическим;
- Социальным;
- Творческим;
- Разновариативным ;
- Самостоятельным.
Воспитания по принуждению нет. У каждого участника воспитательного процесса, у преподавателей и студентов есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать коллективно нормы, обычаи, т. е. вырабатывать основы поведения. Отсюда главная функция самоуправления — воспитывать у студентов уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских взаимоотношений.
В организации воспитательной деятельности учитываются также интересы и потребности каждого студента, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согласию. Поэтому еще одной функцией самоуправления – становится вопрос строительства жизнедеятельности коллектива, идя от студента, его интересов, запросов и идеалов.
Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена, а значит задачей самоуправления — становится проблема утверждения норм гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения помогают воспринимать каждого как уникальную личность и способствуют самореализации ее неповторимости.
ЗАДАЧИ самоуправления помогают:
- научить каждого студента выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим;
- признавать самоценность каждого человека,
- через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира;
- формировать у студентов умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.
- направлять самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.
- вести поиск результативных методов педагогического обеспечения постоянно развивающегося самоуправления.
- формирование у студентов потребности и желания реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания, самообучения.
Расширение границ самоуправленческой деятельности, вовлечение новых студентов в его работу, усложнение задач — все это способствует появлению в воспитательном процессе инновационных подходов. Предоставление педагогической самостоятельности воспитателям и воспитанникам — необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества.
Основное внимание в деятельности органов самоуправления уделяется реализации прав и обязанностей студентов. Права и обязанности следует рассматривать на основании существующих нормативных документов. В их числе Женевская декларация нрав ребенка (1959год), Декларация прав ребенка ООН (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Закон «Об образовании в РФ», Устав ГОУ СПО «Павловский автомеханический техникум имени И.И. Лепсе. Согласно документам, каждый ребенок наделен определенными правами независимо от своей принадлежности к стране, нации. Международные документы раскрывают права детей, которые приобрели силу норм международного права.
Это права на:
1) благополучие ребенка во всем мире;
2) обеспечение ребенку свободы и уважения его достоинства;
3) формирование основ, необходимых детям для полноценной и плодотворной жизни в обществе;
4) создание условий для полного раскрытия способностей.
Указанные документы предоставляют также детям права на сохранение своей индивидуальности, на свободу мысли, совести и религии; на создание ассоциаций; на защиту от всех форм дискриминации; на свободу выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме и др.
Особое внимание в деятельности органов самоуправления образовательных учреждениях следует уделять социальной защите студентов. Изменение условий социальной действительности потребовало пересмотреть приоритеты в содержании и функции деятельности ученического самоуправления, в частности, перейти от авторитарного характера руководства через ограниченно — демократический к истинно демократическому характеру. В воспитательных коллективах деятельность органов самоуправления должна носить личностно ориентированный характер. Он предполагает внимание к самочувствию каждого студента в коллективе, его настроению, потребностям, склонностям, интересам. Одновременно, идя от подростка, органы ученического самоуправления ставят своей целью гармонизацию отношений в жизнедеятельности всего коллектива.
Сегодняшняя социальная ситуация такова, что без участия в движении милосердия детей и подростков, молодежи не обойтись.
Воспитание чувства милосердия, возвращение к нему — настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой — сформировать у молодого человека готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия и научиться быть Гражданином своего Отечества.
Поэтому мы пришли к выводу, что одной из функций членов студенческого самоуправления являются:
регулирование и корректировка отношений в воспитательном коллективе. Соответственно, содержанием деятельности актива становятся вопросы оказания помощи студентам, которые находятся в затруднительных ситуациях, некомфортно чувствуют себя в коллективе, испытывают комплекс неполноценности, имеют отклонения в поведении и ведут нездоровый образ жизни. Бесспорно, в этой работе органы студенческого самоуправления опираются на помощь и поддержку психологической службы образовательного учреждения.
Самоуправление сегодня занимает достойное место в образовательно-воспитательном процессе и рассматривается как первоочередное условие формирования активной социальной позиции подростка.
Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не столько в отдельных мероприятиях и делах, сколько в работе по формированию в студенческом коллективе специальной атмосферы, т. е. духа техникума, духа коллектива. Говоря о духе техникума и коллектива, мы имеем в виду то, что воспринимается и принимается интуитивно, без всяких утверждений и объяснений».
Как свидетельствует опыт развития студенческого самоуправления, многие образовательные учреждения имеют свой девиз, клятву, кодекс чести, законы и правила жизнедеятельности. Конечно же, все разрабатываемые в нашем коллективе документы, определяют морально-этическую основу самоуправления не самоцелью, а средством саморазвития личности.
Одна из тенденций развития студенческого самоуправления — увеличение числа подростков, юношей и девушек, принимающих участие в организации внутритехникумовской жизни. Это осуществляется разными путями.
Главные из них следующие:
- расширение сферы деятельности коллективов;
- расширение прав и обязанностей органов самоуправления;
- расширение связей с другими коллективами;
- изменение способов привлечения студентов к выполнению организаторских функций;
- изменение характера отношений в коллективе;
- изменение позиции преподавателей в организации деятельности коллектива.
Самоуправление, как и дисциплина, — результат огромной совместной работы взрослых и подростков. Чтобы самоуправление состоялось, мы обеспечиваем самостоятельность суждений и поступков подростков, пробуждаем в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это помогает подвести их к самоуправлению.