Чтобы сформировать у учащихся школ представление о рабочем процессе, побудить их интерес и подготовить к дальнейшему выбору профессий, в которых нуждается наше предприятие, в сентябре прошлого года на заводе был открыт проект по реализации программы профориентации школьников.
Как быстрее разобраться во множестве профессий, понять, что ближе конкретно тебе и чем бы ты хотел заниматься в будущем? Конечно же, увидеть все своими глазами и услышать рассказы специалистов. Именно на это и была сориентирована работа по реализации проекта по профориентации учащихся школы №10, которая включает в себя посещение музея трудовой и боевой славы завода, проведение открытых уроков технологии, знакомство с роботами для кружка «Робототехника» и экскурсии на производство. А для того, чтобы узнать, где в нашем городе можно получить необходимое образование, по каким направлениям проходит обучение и какие условия для этого созданы, для ребят запланировано проведение дней открытых дверей в Павловском автомеханическом техникуме им. Лепсе и филиале НГТУ им. Алексеева.
Реализация проекта началась с обзорных экскурсий для преподавателей подшефной школы №10 и обучения их по программе «Инструменты производственной системы». Их учителями стали специалисты СОПС, а директор по развитию Производственной системы И.В. Кашанин лично помогал выстраивать процессы стандартизации в учебных классах и лабораториях школы.
С января в процесс были вовлечены учащиеся: на производственных площадках сборочного, механогальванического цехов и цеха пластмасс десятиклассникам после ознакомления с историей и философией Производственной системы наглядно продемонстрировали лучшую практику «Кайзен».
Большой интерес у ребят 8-9-х классов вызвали открытые уроки по темам «Окрасчик», «Сборщик», «Сварщик», проведенные в школе, а также экскурсии в подразделения завода.
На уроке о достоинствах и преимуществах профессии маляра-окрасчика ребятам рассказала главный специалист по операционной деятельности и развитию ПС окрасочного цеха Н.М. Бахарева. Наталья Михайловна серьезно подготовилась к его проведению, оформила презентацию с визуализацией техпроцесса. Школьники слушали ее, затаив дыхание, а потом посыпались вопросы. Ребятам настолько понравился доклад, что они сразу же захотели научиться этой профессии. Также были представлены компетенции сборщика и сварщика.
Не остались безразличными школьники и к интересным докладам и презентациям по своим компетенциям мастеров Павловского автомеханического техникума А.М. Токарева и В.А. Козлова, которые провели урок технологии. Их живые рассказы, наполненные позитивными примерами, так заинтересовали ребят, что даже после звонка они не хотели покидать класс, задавая много вопросов.
Представители техникума привезли в школу сварочные тренажеры и экспонаты работ, сделанных студентами. Школьники с восхищением рассматривали их, а на сварочных тренажерах под руководством студентов Р. Винчука и А. Крячкова пробовали освоить навыки сварочных работ, а это уже новый уровень развития, когда студенты выступают в качестве наставников для своей будущей смены.
Проблемы воспитания и обучения диктуют необходимость внедрения новых форм работы. Взаимодействие школа-техникум-предприятие делает процесс обучения более интересным, качественным и результативным. Главный смысл состоит в том, чтобы с помощью этой программы применять новые технологии, погрузить обучающихся в историю и культуру предприятия. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Впереди в рамках проекта ребят ждет еще много интересных дел. Это знакомство с лучшими работниками завода и профессиями, день открытых дверей, встречи с преподавателями учебных заведений и специалистами предприятия.
Пример заразителен, уже дети своим друзьям и родителям рассказывают об этих уроках. Родители-работники нашего предприятия восприняли этот проект как личные обязательства и просят транслировать его на другие школы города, поэтому в апреле эстафетную палочку перенимает школа № 11.
Надежда Федотова, фото автора, “ВРЕМЯ МАШИН. 26 февраля 2019 г.”